Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.06.2018, 00:01

Танченко Г.И.

Меню сайта
Категории раздела
Методика преподавания истории [32]
Педагогика [3]
Психология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 951
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Сравнение

Анализ и синтез лежат в основе и такой важной мыслительной операции, как сравнение. «Сравнение, - писал К.Д. Ушинский, - есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли ни к чему приравнять и ни от чего отличить… то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нём ни одного слова». И.М. Сеченов считал способность сравнения самым драгоценным умственным сокровищем человека.

Сравнивая предметы и явления, приходится осуществлять на первом этапе анализ, а затем синтез. Например, вы получили задание сравнить психологический облик Татьяны и Ольги Лариных. Для этого вы прежде всего выделяете отдельные их свойства, качества, особенности: внешности, характер, взаимоотношения с другими героями романа.

Иными словами, производится расчленение, анализ. На следующем этапе вы как бы мысленно прикладываете однородные черты друг к другу, соединяете синтезируете их. При этом необходимо соблюдать важное правило – сравнивать следует по одному основанию. Нельзя, например, сопоставляя пушкинских героинь, сказать: «Татьяна любила русскую зиму, а у Ольги было круглое, румяное лицо»…

Сравнивая предметы и явления, мы находим в них сходное и различное.

Тонкость мышления и богатство воображения проявляются в умении находить различия в сходных на первый взгляд явлениях и сходство в самых, казалось бы, отдалённых. Эти качества особенно ярко проявляются в мышлении и фантазиях великих мастеров слова.

Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

 

Источник: Коломинский Я.А. Человек: психология. – М., Просвещение, 1986, с. 119

Категория: Психология | Добавил: Танченко (16.09.2009)
Просмотров: 2095 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Каталог образовательных сайтов Мои разработки Моя персональная страница Учительский портал