Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.06.2018, 00:04

Танченко Г.И.

Меню сайта
Категории раздела
Методика преподавания истории [32]
Педагогика [3]
Психология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 951
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Анализ и синтез

Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря умственным операциям – анализу и синтезу. В конечном счёте все процессы воображения и мышления состоят в мысленном разложении исходных мыслей и представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез). Эти противоположные по содержанию мыслительные операции находятся в неразрывном единстве.

Разберём с этой точки зрения, как созданы всем известные сказочные образы – русалка, кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. Они как бы склеены, слеплены из частей реально существующих объектов. Этот приём носит название агглютинации. Чтобы произвести эту синтетическую операцию, необходимо было сначала мысленно расчленить представления о реальных существах и предметах.

Именно этот мыслительный процесс привёл конструкторов к созданию троллейбуса, аэросаней, гидросамолёта и т.д.

Аналитическим процессом можно считать и другой приём создания сказочных образов - акцентирование. Здесь выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного  или человека и изменяется по величине. Так создаются дружеские шаржи и карикатуры. Они помогают подчеркнуть самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Болтуна изображают с длинным языком, обжору наделяют объёмистым животом и т.д.

Анализ и синтез как мыслительные операции возникли из практических действий – из реального разложения предмета на части и их соединение. Этот длительный исторический путь превращения внешней операции во внутреннюю в сокращённом виде можно наблюдать, изучая развитие мышления у детей. Когда маленький ребёнок сначала снимает с пирамидки кольцо за кольцом, а потом надевает кольца обратно, он, сам того не подозревая, уже осуществляет на деле анализ и синтез. Недаром первая стадия развития мыслительной деятельности получила название наглядно-действенное мышление. Позже на смену ему приходит конкретно-образное мышление – ребёнок оперирует не только предметами, но и их образами, и, наконец, возникает «взрослое» - словесно-логическое мышление. Но наглядно-действенное и конкретно-образное мышление присутствует и во «взрослой», развитой словесно-логической умственной деятельности, вплетается в её ткань.

Различают два основных вида аналитико-синтетических операций: во-первых, можно мысленно разлагать (и соединять) сам предмет, явление на составные части, во-вторых, можно мысленно выделять в них те или иные признаки, свойства, качества. Так, мы по частям изучаем литературное произведение, выделяем в растении корень, ствол, листья. Точно так же мы анализируем химические вещества, сплавы – всё это примеры анализа первого рода. Когда же мы исследуем стиль произведения, его композицию, осуществляется иной анализ.

Анализ и синтез как основные мыслительные процессы присущи любому человеку, но у разных людей склонности к дроблению или соединению явлений окружающей действительности может быть различной. Так, уже на уровне восприятия некоторые склонны подмечать отдельные детали, частности, порой не умея схватить целое. Другие, наоборот, быстро схватывают целое, у них возникает общее впечатление о предмете, которое иногда бывает поверхностным. В первом случае говорят об аналитическом типе, во втором – о синтетическом, хотя большинство относятся к смешанному, аналитико-синтетическому типу. Чтобы определить, к какому типу относится человек, иногда достаточно послушать его рассказ о каком-либо событии. Иной приступает к рассказу, например о новом кинофильме, издалека: сообщает, как у него зародилась идея пойти в кино, какая в этот день была погода, каким видом транспорта добирался до кинотеатра; видное место рассказе займёт описание соседей по очереди – кто во что был одет, кто что сказал, как реагировала публика на попытку «одного с усиками» пройти без очереди и т.д. Едва ли вы сможете заставить себя дослушать до конца. Другой сразу переходит к сути, но выражает её слишком обобщенно:

- «Гамлет»? Смотрел. Они там все друг друга поубивали.

Замечательный советский психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца» рассмотрел особенности мышления великих полководцев и отметил, что подлинные военный гений – это всегда и «гений целого» и «гений деталей». Именно таким был гений Наполеона. Историки подчёркивали способность Наполеона, затевая самые грандиозные и труднейшие операции, зорко следить за всеми мелочами и при этом нисколько в них не путаться и не теряться.

 

Источник: Коломинский Я.А. Человек: психология. – М., Просвещение, 1986, с. 117-118

Категория: Психология | Добавил: Танченко (16.09.2009)
Просмотров: 3914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Каталог образовательных сайтов Мои разработки Моя персональная страница Учительский портал