Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.06.2018, 00:05

Танченко Г.И.

Меню сайта
Категории раздела
Методика преподавания истории [32]
Педагогика [3]
Психология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 951
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Абстрагирование, обобщение

К аналитико-синтетическим процессам относятся и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование (абстракция) и обобщение. Они играют в мышлении особую роль. Недаром этот познавательный процесс называют обобщённым отражением действительности и подчёркивают его абстрактный характер.

Как образуются понятия? Здесь опять-таки всё начинается с анализа. Конкретные объекты, предметы мысленно расчленяются на признаки и свойства. Далее выделяется какой-либо существенный признак и происходит абстрагирование: мы отвлекаемся от всех остальных признаков, как бы на время забываем о них и рассматриваем предметы и явления только с интересующей нас точки зрения. Если теперь сравнить между собой те непохожие на первый взгляд предметы, обнаружится, что их можно объединить в общую группу, таким образом, после аналитической операции начинается синтетическая. – мысленное обобщение предметов и явлений.

На учительском столе хорошо знакомые ребятам предметы: помидор, огурец, головка мака и т.п. Учитель обращает внимание учеников на их внешний вид.

- Помидор красный и круглый!

- Огурец – зелёный и продолговатый!

- Мак – светло-коричневый и похож на чашечку!

- И на вкус они разные!

- Выходит, - говорит учитель, - эти предметы совсем не похожи друг на друга?

- Похожи, не соглашаются ребята.

- Чем же?

- Их можно есть! Они вкусные!

- Но конфеты тоже вкусные…

- Нет, всё это выросло. Это части растений.

- Правильно, - подхватывает учитель, - помидор, и огурец, и чашечка мака – части растений. Но ведь вот и листья – тоже часть растения… Что ещё общего между нашими предметами?

Ребята затрудняются. Но вопрос поставлен, мысль работает. Надо дать ей новый толчок. Учитель берёт нож и на глазах ребят разрезает помидор, огурец и мак.

- Я догадался, - восклицает самый сообразительный, - у них у всех есть косточки!

- Семена!

- Правильно. Как же это можно назвать?

- Это часть растения, которая содержит семена!

- Запомните, ребята, часть растения, которая содержит семена, называется плод.

В нашем примере присутствуют все этапы познания: «Живое созерцание» - ребята внимательно изучали внешний вид разных плодов» «абстрактное мышление» - происходили все основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; был выделен главный общий признак – содержит семена; обобщение ьв виде понятия «плод» и, наконец, практика – ученики упражнялись с новыми предметами – находили плоды у других растений

 

Источник: Коломинский Я.А. Человек: психология. – М., Просвещение, 1986, с. 121-123

 

Категория: Психология | Добавил: Танченко (16.09.2009)
Просмотров: 2093 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Каталог образовательных сайтов Мои разработки Моя персональная страница Учительский портал